Маркировка

Маркировка

Маркировка

Маркировка — обязательная часть товара, своеобразная «база данных» о нем и связанных с ним предметах — таре и упаковке. Содержащаяся в маркировке информация носит как обязательный характер, т. е. ее наличие установлено законодательными нормативными актами, так и добровольный — в случае, если производитель товара желает сообщить сведения, полезные для покупателей.

Обычно маркировка трактуется как совокупность текста, графики, условных обозначений и их комбинаций, наносимых непосредственно на изделие, упаковку, этикетку или ярлык.

Увеличение объемов международной торговли делает приоритетным способом передачи информации знаки маркировки товаров, или информационные знаки, в которых текстовая составляющая сведена к минимуму или вовсе отсутствует. Связано это с большей информативностью графической информации по сравнению с текстовой, ее образности и способности в первую очередь привлекать внимание покупателя. Графическая маркировка особенно удобна при использовании многоязыковой упаковки, ориентированной на мировую мультиязычную торговую среду.

Виды маркировки товаров

Маркировка бывает производственная и торговая

Производственная маркировка наносится предприятием-изготовителем товара в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» и действующими техническими регламентами на продукцию. Носителями производственной маркировки выступают этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, штампы, клейма.

Торговую маркировку наносит поставщик или продавец товара. Она содержит больше информации о продавце, чем производственная маркировка и печатается на носителях — кассовых и товарных чеках, ценниках. Содержание информации на носителях определено в Постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 22.06.2016) “Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров ”

Требования к маркировке товара

Маркировку на упаковку товара наносит его поставщик (изготовитель, импортер, распространитель и т. д.), руководствуясь действующим законодательством в плане качества нанесения и достоверности указываемых сведений. Приведенные в маркировке сведения должны быть получены из компетентных источников, либо представлять собой результат самостоятельных испытаний, проведение которых регулируется действующей нормативной документацией.

К необходимым качественным характеристикам маркировки относится четкость, разборчивость, контрастность фону изделия или упаковки и устойчивость к воздействию климатических факторов — т. е. способность сохраняться на протяжении срока эксплуатации товара, не размываясь, не стираясь, и не разрушаясь со временем. От этого зависит правильная расшифровка маркировки товаров, а значит, получение покупателем достоверной информации.

Ст. 10 Закона о защите прав потребителей устанавливает общие правила маркировки товара.

Согласно Закону, маркировка товаров должна содержать следующую информацию:

  • наименование товара;
  • наименование страны, производителя, его юридический адрес;
  • назначение (область использования);
  • основные свойства и характеристики;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования;
  • обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар;
  • гарантийный срок (если установлен);
  • информация о подтверждении соответствия.

Стандарты маркировки отдельных видов товаров, место расположения маркировки и способы нанесения устанавливаются в нормативной документации, в частности, Техническими Регламентами Таможенного Союза и действующими ГОСТами маркировки товара.

Отсутствие идентификационных знаков выявляется во время таможенной процедуры проверки маркировки товара и расценивается как незаконный ввоз товара на территорию Таможенного Союза.