Маркировка
Маркировка — обязательная часть товара, своеобразная «база данных» о нем и связанных с ним предметах — таре и упаковке. Содержащаяся в маркировке информация носит как обязательный характер, т. е. ее наличие установлено законодательными нормативными актами, так и добровольный — в случае, если производитель товара желает сообщить сведения, полезные для покупателей.
Обычно маркировка трактуется как совокупность текста, графики, условных обозначений и их комбинаций, наносимых непосредственно на изделие, упаковку, этикетку или ярлык.
Увеличение объемов международной торговли делает приоритетным способом передачи информации знаки маркировки товаров, или информационные знаки, в которых текстовая составляющая сведена к минимуму или вовсе отсутствует. Связано это с большей информативностью графической информации по сравнению с текстовой, ее образности и способности в первую очередь привлекать внимание покупателя. Графическая маркировка особенно удобна при использовании многоязыковой упаковки, ориентированной на мировую мультиязычную торговую среду.
Виды маркировки товаров
Маркировка бывает производственная и торговая
Производственная маркировка наносится предприятием-изготовителем товара в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» и действующими техническими регламентами на продукцию. Носителями производственной маркировки выступают этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, штампы, клейма.
Торговую маркировку наносит поставщик или продавец товара. Она содержит больше информации о продавце, чем производственная маркировка и печатается на носителях — кассовых и товарных чеках, ценниках. Содержание информации на носителях определено в Постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 22.06.2016) “Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров ”
Требования к маркировке товара
Маркировку на упаковку товара наносит его поставщик (изготовитель, импортер, распространитель и т. д.), руководствуясь действующим законодательством в плане качества нанесения и достоверности указываемых сведений. Приведенные в маркировке сведения должны быть получены из компетентных источников, либо представлять собой результат самостоятельных испытаний, проведение которых регулируется действующей нормативной документацией.
К необходимым качественным характеристикам маркировки относится четкость, разборчивость, контрастность фону изделия или упаковки и устойчивость к воздействию климатических факторов — т. е. способность сохраняться на протяжении срока эксплуатации товара, не размываясь, не стираясь, и не разрушаясь со временем. От этого зависит правильная расшифровка маркировки товаров, а значит, получение покупателем достоверной информации.
Ст. 10 Закона о защите прав потребителей устанавливает общие правила маркировки товара.
Согласно Закону, маркировка товаров должна содержать следующую информацию:
- наименование товара;
- наименование страны, производителя, его юридический адрес;
- назначение (область использования);
- основные свойства и характеристики;
- правила и условия эффективного и безопасного использования;
- обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар;
- гарантийный срок (если установлен);
- информация о подтверждении соответствия.
Стандарты маркировки отдельных видов товаров, место расположения маркировки и способы нанесения устанавливаются в нормативной документации, в частности, Техническими Регламентами Таможенного Союза и действующими ГОСТами маркировки товара.
Отсутствие идентификационных знаков выявляется во время таможенной процедуры проверки маркировки товара и расценивается как незаконный ввоз товара на территорию Таможенного Союза.