Системы штрихкодирования

Система штрихкодирования — особый набор графических изображений в виде черных пробелов и белых штрихов. В этих изображениях зашифрованы буквенно-цифровые символы, составляющие уникальный номер товара, несущий информацию о продукции.

Системы штрихкодирования

Системы штрихового кодирования в России

В России широко используются две основные системы штрихового кодировани:

  • Международная система штрихкодирования EAN;
  • Российская система ОСК.

Более популярна система EAN, т. к. она дает возможность экспортировать товар и продавать его на мировом рынке. Система ОСК лишена таких возможностей, и продукция с подобными штрихкодами распознается исключительно на территории нашей страны. Даже на территории Таможенного союза обмен товарами между Белоруссией, Казахстаном и Россией возможен лишь при наличии международного штрихкода.

Система штрихового кодирования ean

Основное преимущество системы штрихкодирования EAN – в возможности сотрудничества с зарубежными партнерами и клиентами. На сегодняшний день в Международной Ассоциации товарной нумерации состоит более 100 стран и сотни тысяч предприятий. Принятие международной системы идентификации носит добровольный характер, но оно является обязательным условием интернационального сотрудничества и выхода на мировой рынок.

Система штрихкодирования EAN используется для маркировки розничных товаров. Наиболее распространен стандарт EAN-13, представленный 13-разрядным штрих кодом, в котором зашифрованы следующие данные: код оранизации – члена GS1, зарегистрировавшей предприятие-производитель, код, который был присвоен предприятию, номер товара внутри предприятия, контрольная цифра, необходимая для проверки правильности штрихкода. Для мелких товаров применяется EAN-8, в котором закодировано 8 цифр вместо 13-и; по сути, это тот же EAN-13, в котором отсутствует код товара.

Системы кодирования информации. Штриховое кодирование на предприятии

Международная система штрихкодирования EAN может использоваться внутри предприятия, например, для учета движения товаров. В этом случае вместо первых трех цифр (префикса Национальной ассоциации товарной нумерации, присвоившей предприятию штрихкод) ставится код 200. Подобная практика избавляет от необходимости разработки внутренней системы штрихкодирования на предприятии, что всегда связано с дополнительными финансовыми расходами.